Шахта-Музей в Кохтла-Нымме

Посмотрев дома, в Санкт-Петербурге, достопримечательности уезда Ида-Вирумаа, я решил отправиться туда, куда практически не ступала нога российского туриста, а именно в Кохтласский музей-шахту.

Сказано – сделано. 2 часа до эстонской границы, а потом началось самое интересное. Границу я проходил 3 часа (хотя выехал в 04 утра), в праздники в Эстонию российский турист потянулся в ближайшее зарубежье, хотя в Эстонии – обычный рабочий день. Поэтому, лучше ехать или в будний день, или совсем ночью. Это совет тем, кто поедет в Эстонию в июне на праздники (12-14 числа) и вообще на любые большие праздничные дни, которые так любит отмечать наша страна.

После утомительного ожидания на границе надо было подкрепиться, а так как в Эстонии я был первый раз, то это был всего лишь завтрак на небольшой заправке на выезде из города. Большой бутерброд и большая чашка чая сделали свое дело, тем более за 4 евро в Финляндии так не подкрепишься, это тоже согрело мою душу, и можно было ехать дальше. Путь мой лежал через довольно унылые пейзажи, моросил дождь, и настроение мое было этими факторами невольно подпорчено. Скрашивало мое настроение отличное Таллинское шоссе и своеобразная эстонская музыка.

Я ориентировался по старинке по карте, купленной в Санкт-Петербурге, навигатор решил не брать. Так интереснее, да и можно, если куда-то уедешь не туда, увидеть то, чего нет в путеводителях (хотя по Эстонии их практически нет). После часа поездки мне надо было повернуть на Кохтла-Ярве и проехать еще 10 км до города Кохтла-Нымме. Запомнить эти названия нелегко, но спасало то, что население этих двух поселков практически сплошь русскоязычные, это и помогло без затруднений добраться до, как я считаю, главной достопримечательности восточной Эстонии – Шахтерского музея.

Перед главным 3-х этажным зданием бывшего управления шахты есть довольно вместительная парковка, где можно оставить свой автомобиль. Так как об экскурсии заранее договоренности не было – были опасения, что ее и не будет. Частично они подтвердились (поэтому бронируйте экскурсию заранее или спрашивайте, когда будут группы для русскоязычных). На входе ко мне вышла милая женщина, и сказала, что так как нас всего двое, то придется либо ждать еще туристов, либо идти с англичанами (как ни странно, туристы из Великобритании часто ездят в это место, а отгадка здесь в следующем: шахту построили именно англичане в 1930-е гг., когда Эстония была независимой). Выбор был таким: либо ехать обратно в Нарву, либо рискнуть и погулять по территории вокруг шахты. Был выбран 2-й вариант, и как оказалось потом – не зря.

Конечно же, что может быть вокруг шахты? Терриконы. Это искусственная насыпь из пустых пород, шлаки, остающиеся при подземной разработке месторождений угля и других полезных ископаемых. В данном случае – это были «горы», а по высоте их так и можно назвать, оставшиеся от переработки сланца. Надо сказать, что в Эстонии главным полезным ископаемым был и остается именно сланец. И не просто сланец – а горючий сланец. И несмотря на то, что затраты по его добыче чуть меньше получаемых доходов, это важный элемент эстонской экономики. Ну, пожалуй, хватит скучных терминов – перейдем к интересному. На территории, помимо терриконов, есть чудо-машина советской индустрии – БЕЛАЗ! Это гигантская машина, по сравнению с которой человек выглядит почти букашкой. Очень впечатляет. Рядом с этим чудом техники находится ковш крупнейшего в Европе экскаватора, работавшего на территории шахты, весит этот ковш 50 тонн. Внутри моно сфотографироваться, и вы поймете масштабы этого уникального объекта.

Белаз

Часовая прогулка развеяла тоску и окрылила надежду, что группа наберется. Так и случилось, к моему счастью. Набралась группа из 14 человек, приехали ребята из России на мотоциклах, и нас пустили внутрь здания. И пообещали, что будет экскурсовод, говорящий по-русски (но это будет отдельная история). При входе висит большой стенд с историей разработки производства, открытия шахты, далее в главном зале 31.05.15 есть прекрасный большой макет всей территории, чтобы можно было себе наглядно представить, где что находится, находятся другие экспонаты (образцы минералов, инструменты, но самым интересным, на мой взгляд является телефон, сохранившийся еще с давних времен.

Пока мы рассматривали экспонаты, подошел наш «экскурсовод», на самом деле оказавшийся эстонским рабочим, работавшим на этой шахте много лет, но конечно, как гид это был не лучший вариант, тем более, что он не очень хорошо говорил по-русски (для сравнения после нас была большая группа англичан – для которых, и это было видно, работал профессиональный гид). Но это так, мелочи жизни, которые особо не испортили само нахождение в уникальном объекте, созданным человеком.

Для начала, нас провели в зал, где можно было переодеться в рабочую одежду и надеть каски. На самом деле, это не только интересно, но и забавно почувствовать себя в роли настоящего шахтера. Рядом с комнатой, где переодевались шахтеры, есть небольшой зал где находилась различная аппаратура, и оборудование. Пройдя ее, мы увидели главное – спуск под землю. Следует сказать, что эта шахта, в отличие от других подобных, неглубокого залегания, всего 8 метров (это потом уже она уходит далеко в глубину и достигает 40 метров), поэтому вниз ведет лестница, по которой удобно спускаться. Спустившись на глубину, мы увидели сеть больших тоннелей, по некоторым из которых предстояло пройтись. Сначала нам показали большую столовую, в которой был уже накрыт стол (не для нас, конечно, а если серьезно – то если вы едете туда большой компанией, то можно заранее заказать шахтерский обед и к обеду вам нальют шахтерские 100 грамм).

Далее были различные и уникальные в своем роде объекты: инструмент, которым добывали сланец, подземный велосипед (да-да, именно велосипед), приводили в действие различные механизмы, в общем тем, кто интересуется технической стороной вопроса здесь точно будет интересно. Еще бы это было рассказано более профессионально, а не с запинками и паузами, было бы вообще замечательно. Кульминацией же экскурсии стала поездка на самом настоящем подземном поезде. Поезд, сам себе, уже уникальный. Вагоны без света, в них еле помещаются 4 человека, колени упираются человеку, сидящему напротив, но наш гид рассказал такую байку: что шахтеры, пока ехал поезд умудрялись играть в карты (свет только от фонариков на каске), верится в это с трудом. Ехал наш поезд всего 2 минуты, но достаточно лихо, что не могло не радовать (если возьмете детей – для них это будет запоминающимся моментом). Поезд приехал к тому же входу, где мы и спускались. Поднявшись на поверхность и попрощавшись с нашим экскурсоводом и заведующей музея, мы зашли в магазин музея и купили на память кусочек минерала (теперь он есть на моем холодильнике).

Только сев в машину, и отправившись домой, я понял, что эстонцы все-таки молодцы – не имея нефти, газа, многих других ресурсов, они создают из того что было замечательные музеи, в которых можно все потрогать, пощупать, прикоснуться к истории, и такие музеи хочется советовать друзьям и знакомым, и посещать снова и снова.

назад

VK

Другие новости

Подробнее

24-26 апреля в Таллинне состоится ежегодная выставка интерьера и предметов дизайна Interjöör 2015

В этот уик-энд в Таллине пройдёт ежегодная выставка интерьера и предметов дизайна Interjöör 2015.Место поведения - Эстонский выставочный центр…

Подробнее

Comedy Club в Таллине 6 июня 2015

COMEDY CLUB - ХАРЛАМОВ, БАТРУТДИНОВ И КАРИБИДИС Свершилось! В Эстонии состоится выступление звезд самого популярного российского юмористического…

Подробнее

Поезд Таллин-Москва могут пустить через Петербург

Процесс переговоров о продолжении железнодорожного сообщения между Таллином и Москвой затягивается, поскольку обсуждается возможность пустить…